gototopgototop
Главная страница | Дизайн проект

Дизайн-проект. Архитектурное проектирование.

Кухни

Дизайн-проект является первым и решительным шагом при создании нового образа Вашего интерьера. Это творческий процесс создания гармоничного пространства. Важно учитывать Ваши видения и предпочтения на воплощение в жизнь нового неповторимого образа, при этом сочетая архитектурную композицию и интерьер. И конечно, Ваши желания будут учтены профессионалом своего дела — дизайнером. Создавая новый образ, необходимо учитывать характер, индивидуальные особенности человека, для которого это все и будет предназначено. Решение пространственных задач, подбор цветовой гаммы, расстановка и сочетание мебели и различного оборудования, использование в проекте аксессуаров — это лишь часть особенностей, которые обязательно обговариваются при дизайн-проекте.


Каждый из нас хочет видеть свой дом не только неповторимым и уникальным, но и, конечно же, уютным, удобным для проживания, гармонично сочетающимся с вашим образом жизни.


Дизайн-проект выполняется в несколько шагов:

Кухни
  1. Пространственный чертеж и концепция объекта. На этом шаге происходит работа над функциональностью пространства, расположение мебели и оборудования.
  2. Выбор стиля объекта. Здесь уже определяется дизайн объекта, разрабатывается цветовая гамма, выбираются материалы для мебели и штор, разрабатывается текстура.
  3. Разработка рабочих чертежей объекта. Самый важный шаг. Тщательная проработка всех элементов объекта: пола, потолка, стен, оконных и дверныхпроемов, канализации, электрики и т.п. Определяется количество материала, необходимое для выполнения всех работ дизайн-проекта.
  4. Контроль за выполнением работ. 



Всегда проще потратить время на создание дизайн-проекта, чем потом то же самое время и немалые деньги на исправление чего-то неучтённого и неправильно понятого.

Арка

Надо учесть не только красивый интерьер, но и удобства этого интерьера.

Интерьеры бывают разными, разными бывают дизайнерские идеи, в том числе и разные подходы к их реализации. Именно дизайнер раскладывает по полочкам новые идеи   и бережно обращается с уже проверенными временем, создаёт интерьеры, где нет ничего лишнего, каждая деталь подчинена одной задаче – чтобы дизайн и функциональность друг другу не мешали.

Не играет никакой роли, строить дом на всю жизнь или на пять лет, или делать очередную квартиру для представительских целей. В любом случае с этим интерьером придётся жить. И лучше сразу позволить себе свой индивидуальный стиль.

Подобрать цвета, фактуры и даже фурнитьуру куда разумнее в дизайн-проекте, чем перекрашивать стены или ещё хуже - менять мебель.

Кухни    

Процесс архитектурного проектирования — создание уникального и эксклюзивного дизайна по Вашим пожеланиям и предпочтениям.

Итак, когда Вы уже определились, что хотите, к примеру, построить коттедж, Вы должны осознать всю важность данного поступка. Именно строительство данного коттеджа может определить Вашу дальнейшую судьбу и судьбу Ваших близких на многие годы.

Вы должны определиться с тем, каким он будет. А задача профессионалов уже будет заключаться в подборе современных экологичных строительных материалов. Строительство коттеджа должно отвечать Вашим требованиям к уютному жилью.

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:



РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРЕ:



СТИЛЬ В ИНТЕРЬЕРЕ

  • Стиль в интерьере
    АМПИР

    Ампир - (франц. Empire - империя от лат. imperium - командование, власть) - исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой - началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

     

    ВТОРОЙ АМПИР

    Второй ампир - Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо. Покровителями нового художественного стиля были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание Большой Оперы (Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг.

     

    АННИНСКИЙ ПЕРИОД В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

    Период развития русского искусства в годы правления Анны Иоанновны (1730-1740), племянницы Петра I, дочери Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны. Парадокс аннинского периода состоял в том, что возврат к архаичному «византинизму» и показной пиетет к православию сочетались с абсолютным засильем немцев.

     

    АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО

    Античный - (от лат antiquus — древний) - исторический тип искусства. Термин «античный» был впервые применен в среде писателей-гуманистов эпохи Итальянского Возрождения для обозначения самой древней из известных в то время культур, главным образом древнеримской. Этапы развития античного искусства. Протоантичное искусство (раннеминойский, среднеминойский, позднеминойский этапы). Геометрический стиль. Дедалический стиль. Архаика. Античный классицизм. Эпоха эллинизма. Архитектура и искусство Древнего Рима. Принцип телесности в античной архитектуре. Архитектурные объекты: Афинский Акрополь. Храм Афины-Афайы в Эгине. Храмовый комплекс в г. Баальбек. Римский Пантеон.

     

    АР ДЕКО. Art Deco

    Ар Деко. Art Deco - сокращение от названия выставки «L'Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже). Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.

     

    АР НУВО - L'Art Nouveau

    АР НУВО - (франц. L'Art Nouveau - Новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Правильнее относить этот термин не в целом к искусству Модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции. Впервые этот термин появился в 1881 г. на страницах журнала «Современное искусство» («L'Art Moderne»), основанного в Брюсселе О. Маусом и Э. Пикаром. В 1895 г. X. Обрист показал гобелен с изображением петлеобразно изогнутого стебля цикламена - линии, удачно названной критиками «ударом бича». Именно эта линия стала впоследствии «визитной карточкой» «стиля модерн» в Европе. Архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений. На основе изогнутых линий они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля».

     

    АРТ-ДИЗАЙН

    Арт-дизайн(от лат. artis - искусство и англ, design от лат. designare - обозначать, определять назначение) - течение авангардного искусства, получившее распространение в 1980-х гг., главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-дизайна соединялись приемы, авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна. Главное выразительное средство - шок, вызов - нехудожественной природы, но оно создавало, парадоксально, своим демонстративным антиэстетизмом некую эстетическую ситуацию. В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта 1950-х гг.

     

    АФРИКАНСКИЙ СТИЛЬ. ИСКУССТВО ЧЁРНОЙ АФРИКИ

    Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства. «Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера. Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю. Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку. В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.

     

    ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА ЧЁРНОЙ АФРИКИ

    Архитектура Тропической Африки, созданная ее народами в эпоху средневековья (приблизительно VII—середина XVII в.), сохранила свои основные черты и в новое время (середина XVII—начало XX в.), а частично даже и в новейший период. Эта архитектура представляет значительное разнообразие форм и типов, определявшееся как этнической, так и стадиально-культурной пестротой населения Африки. Несмотря на разнообразие архитектурных форм, большинство из них находит свое закономерное место во всей последовательности развития африканского зодчества. Маунд-руина Большого Зимбабве. Архитектура Западного Судана. Суданские замки. Строительная техника банко. Мечеть Санкоре в Томбукту. Архитектура Великого Бенина.

     

    БАРОККО

    Формирование стиля барокко. Барокко и маньеризм. Барокко в России. Лоренцо Бернини. Ансамбль площади св. Петра. Рим. Франческо Борромини. Версаль. Франческо Бартоломео Растрелли: Дворец в Царском Селе. Архитектура ансамбля Цвингер в Дрездене. В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.

     

    БИДЕРМАЙЕР. BIEDERMEIER

    Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый самодостаточный стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится ведущим городом в Европе в области моды и искусства, а обыватели становятся законодателями стиля. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и протестантская умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.

     

    БИОНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. БИОНИЧЕСКИЙ HI-TECH

    Бионическая архитектура. В мировой архитектурной практике за прошедшие 40 лет использование закономерностей формообразования живой природы приобрело новое качество и получило название архитектурно-бионического процесса и стало одним из направлений архитектуры хай-тека. Архитектурно-бионическая практика породила новые, необычные архитектурные формы, целесообразные в функционально-утилитарном отношении и оригинальные по своим эстетическим качествам. Это не могло не вызвать к ним интереса со стороны архитекторов и инженеров. Архитектурная бионика сходна с технической бионикой; однако, она настолько специфична, что образует самостоятельную отрасль и решает не только технические, но главным образом архитектурные проблемы. От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики.

     

    БОЛЬШОЙ СТИЛЬ. СТИЛЬ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА XIV - КОРОЛЯ-СОЛНЦЕ

    Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия. Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти (Людовик XIV.), национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Эстетические идеалы Большого стиля. Основные принципы стиля. Проявление «Большого стиля» в декоре.

     

    БРУТАЛИЗМ

    Брутализм или необрутализм (от англ. brutal - грубый) - течение в современной архитектуре, основанное на обнажении конструктивной схемы сооружений, выявлении архитектоники масс зданий с ярким акцентом на структуру конструктивного строительного материала. Программным для направления является отказ от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов: стали, железобетона, кирпича, стекла. Формы подобной архитектуры подчёркнуто грубы, но вместе с тем совершенны в своей откровенности. Для стиля характерны прямолинейные формы и откровенные (грубые) конструктивные решения. Исключая декорирование и отделку, данный метод позволяет выявить подлинные свойства материалов в самом их естественном состоянии. При этом архитектоника сооружения напрямую зависит от используемого материала. Можно сказать, что при таком подходе материал ведёт за собой архитектора и показывает ему свои возможности.

     

    ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. АРХИТЕКТУРА ВЕНЕЦИИ

    Архитектура Венеции - самый дорогой в мире архитектурный конструктор. Венецианцы - самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. Эта культура гиперэклектична, в ней объединены такие формы, каких при размеренном ходе истории и последовательном формировании стилей никогда бы не встретилось. Само происхождение Венеции и условия существования в средневековой Европе стали предтечей возникновения этого нереального города и его культуры.

     

    ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ

    Викторианский стиль - (англ. «Victorian style») - условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort - супруг) Альберта (1819-1861). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».

     

    ГОТИКА

    Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения - рациональное совершенствование строительной конструкции. Знаменитые архитектурные объекты готической архитектуры: Собор аббатства Сен-Дени; Собор в г. Дарем; Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris); Кафедральный собор, г. Реймс; Миланский кафедральный собор; Нотр-Дам де Амьен; Собор Нотр-Дам в Лане; Нотр-Дам в Шартре; Собор Нотр-Дам в г. Сенлис; Собор Нотр-Дам в Страсбурге; Королевская Святая капелла - Сен-Шапель (Sainte-Chapelle); Собор Вестминстерского аббатства; Кафедральный собор в Уэллсе; Собор Сен-Сесиль, г. Альби; Церкковь Богоматери в Мюнхене (Frauenkirche); Кафедральный собор Фрайбурга; Церковь Св. Магдалины в Будапеште; Собор Св. Стефана в Вене; Капелла Св. Креста замка Карлштайн близ Праги; Собор св. Петра в Кельне.

     

    АНГЛИЙСКАЯ ГОТИКА

    Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников. Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль» - «Lanceolate style») Собор в г. Дарем; «декоративный», или «украшенный стиль» - Decorated Style (1272-1349 гг.) Собор в Солсбери, неф собора Вестминстерского аббатства, Собор Св. Павла, Лондон, Собор в Уэллсе; «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) - поздняя английская готика. Королевский колледж, Кембридж. Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.

     

    ВУЛВОРТСКАЯ ГОТИКА

    ВУЛВОРТСКАЯ ГОТИКА - По названию знаменитого здания в Нью-Йорке, высотой около 235 м., в котором помещались 60 магазинов Ф. Вулворта (Woolworth Building). Ироничное наименование стилизаторской тенденции в архитектуре США начала XX в. Построено в 1911-1913 гг. по проекту архитектора К. Гилберта. В силуэте небоскреба можно видеть элементы, напоминающие европейскую Готику. Архитектура «Вулворта» ознаменовала временный отход от принципов конструктивизма чикагской школы и возвращение облику престижных нью-йоркских зданий - стилизаций «под роскошные исторические стили». Новая волна увлечения «готикой» в архитектуре американских небоскребов наблюдалась в 1980-х гг.

     

    ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

    Как самостоятельное течение в архитектуре деконструктивизм сформировался в конце 1980-х годов. В теории деконструктивизм выделяет потенцию архитектуры как средства отображения и восприятия, которая вступает в конфликт, переживает кризис и упраздняет саму себя. При всём разнообразии индивидуальных творческих манер и стилей, приверженцы деконструктивизма базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегают к их некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям динамизм и остроту. Теоретической платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе «бытие как присутствие», абсолютизирующем настоящее время.

     

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

    Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры. Искусство Древнего Египта столь оригинально и значительно – оно пережило древнеегипетское государство, – что в наименовании «древнеегипетское искусство» без ущерба для смысла возможно опустить частицу «древне-». Египетскому искусству чужда суетливость и мелочность. То, что обычно принимают за каноничность, на самом деле – спокойная уверенность в близости Вечности. Европейцу, воспитанному на классике античного искусства, довольно сложно назвать стиль даже самых прекрасных произведений египетского искусства стилем Классицизма. Это справедливо, хотя «египетский стиль» имел плодотворное развитие в искусстве европейских стран в XIX и XX столетиях. Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность.

     

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Обзор архитектуры и искусства

    Общий обзор архитектуры и искусства Древней Греции. Периоды развития древнегреческого искусства. Стили древнегреческой архитектуры. Дорический ордер. Ионический ордер. Коринфский ордер. Архитектурные ансамбли Древней Греции. Типы Древнегреческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Портик Кариатид. Эрехтейон. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Влияние древнегреческой архитектуры на архитектуру Малой Азии. Гробница Мавсола. Скульптура Древней Греции - Мирон, Фидий, Поликлет. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции. Влияние демократии и мифологического восприятия мира на архитектуру Древней Греции.

     

    ДРЕВНИЙ РИМ. Общий обзор архитектуры

    Общий обзор архитектуры Древнего Рима. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля. Форум Романум. Форум Траяна. Колонна Траяна. Арка Тита. Арка Константина. Римские акведуки. Акведук Марция в Риме. Мост Траяна в Алькантре. Акведук в городе Ниме. Императорский дворец на Палатине. Вилла Адриана в Тибуре. Римские театры. Театр Марцелла в Риме. Римский Коллосей (Колизей) - крупнейший амфитеатр. Римские термы. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Пантеон в Риме. Древнеримские базилики. Трехнефная базилика Константина.

     

    ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ. СКИФСКИЙ СТИЛЬ. ЗООМОРФНАЯ ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

    Зооморфная знаковая система. Зооморфный код и его реализация в сфере искусства. Дуальная структура звериного стиля. Зооморфный код «скифо-сарматского времени» оказал огромное влияние на средневековый бестиарий, геральдическую систему, и, соответственно, на всё евразийское изобразительное искусство и систему символов. Универсальные знаковые комплексы характеризуются оптимальными возможностями соотнесения со всеми иными, присущими данной культуре, средствами описания мира, и при внутрисемиотическом переводе им обычно соответствуют самые различные знаковые системы, и, наоборот, разные и вполне независимые знаковые системы одной традиции переводятся в универсальный знаковый комплекс, если в данной традиции он существует.

     

    ИСТОРИЗМ (ЭКЛЕКТИКА)

    XIX век не создал своего стиля эпохи, но ни одна предшествовавшая эпоха не знала такого разнообразия стилей, направлений, всех видов и жанров искусства как ампир, омантизм, реализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, прерафаэлизм, неорусский, неоготический, неоклассический и т.д. Отсутствие стилевого единства долгое время вызывало критические оценки искусства середины — 2-й половины XIX века как «эклектичного». Действительно, со 2-й трети XIX века в России (а в некоторых странах намного раньше) в архитектуре был стиль, который лишь недавно был реабилитирован, сейчас называемый историзмом. Главным достижением историзма стал отказ от обязательности ордерной архитектуры, от «надоевшей классики греков и римлян» и появившаяся таким образом огромная творческая свобода, как архитекторов, так и заказчиков.

     

    КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ

    Кирпичный стиль - неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса. Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX - начала XX века.

     

    КИТАЙ. ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

    Восприятие космоса в традиционной китайской культуре столь значительно и всеобъемлюще, что это не могло не отразиться на формировании архитектуры и искусств. Традиционный китайский город в точности повторяет структуру космогонической структуры мироздания. Особенности Китайской архитектуры. Архитектурные особенности китайского дома. Градостроительство Пекина в феодальное время. Планировка улиц. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун. Площадь Тяньаньмынь. Архитектурные стили летних дворцов. Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства. Великая китайская стена. Различие двух стилей китайской архитектуры.

     

    КЛАССИЦИЗМ

    КЛАССИЦИЗМ (лат. classicus — образцовый) — художественное направление, ориентированное на идеалы античной классики. С этим фундаментальным определением связано другое, частное: художественный стиль Классицизма — искусство определенной страны, эпохи, школы, мастера, следующее классицистическим принципам формообразования. В отличие от классики классицизм — не качественное, а функциональное понятие. Оно отражает определенную тенденцию художественного мышления, основанную на естественном стремлении к целостности, ясности, простоте, уравновешенности, логичности — рационально-идеализирующем архетипе мышления. Подобный идеал наиболее полно явил себя в истории лишь однажды — в эпоху античной классики.

     

    КЛАССИЦИЗМ. ЕВРОПЕЙСКИЙ КЛАССИЦИЗМ XVII — XVIII вв.

    Возникновение европейского классицизма. Анлийский классицизм. Палладианский классицизм. Иниго Джонс (Inigo Jones) - Куинс-хаус (Queen's House); Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House). Кристофер Рен (Christopher Wren) - Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент-Гарден (Covent Garden); План реконструкции Лондона; Госпиталь в Гринвиче (Greenwich Hospital). Уильям Кент(William Kent) - ландшафтный английский парк. Французский классицизм. Клод Леду - утопический Город Будущего. Никола Франсуа Мансар (Nicolas François Mansart) - дворец Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte); собор Валь де Грас (Val-de-Grace). Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) - Ансамбль Версаля (Château de Versailles); площадь Побед (Place des Victoires); Вандомская площадь (Place Vendome). Клод Перро (Claude Perrault) - Лувр (Louvre). Андре Ленотр (André Le Nôtre) - творец садово-паркового ансамбля Версаля; Ось Лувр - Тюильри. Парижский диаметр. Франзузский классицизм второй половины XVIII века. Анж-Жак Габриэль(Ange-Jacque Gabriel) - площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde). Теория Французского классицизма - М. А. Ложье (Laugier). Классицизм в архитектуре Голландии. Якоб ван Кампен (Jacob van Campen). Классицизм в архитектуре швеции. Никодемус Тессин Младший (Nicodemus Tessin Younger)

     

    АНТИЧНЫЙ КЛАССИЦИЗМ

    Античный классицизм – условное обозначение исторического периода в искусстве Древней Греции III-II вв. до н. э., (см. Античное искусство; Классицизм) - художественное течение в котором вновь утверждались эстетические нормы древнегреческой классики V в. до н. э. Это течение возникло в качестве реакции, противодействия распространению искусства эллинизма из Малой Азии в саму Грецию. Эллинистическое искусство иногда называют «античным барокко» или «античным маньеризмом» по аналогии со стилями Барокко и Маньеризма XVI-XVII столетий в Италии. Античный классицизм - оппозицией, противовесом эллинизму, «эллинизмом в самой Греции».

     

    АВГУСТОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

    Августовский, или Римский Классицизм - историко-региональный стиль античного искусства. Получил развитие в I в. н. э., в годы относительного благополучия, мира и процветания Римской империи, главным образом в самом г. Риме, в годы правления императора Октавиана, прозванного Августом (лат. Augustus - возвеличенный, священный; 63 г. до н. э.- 14 г. н. э.). Античная традиция считала Божественного Августа самым счастливым из всех римских императоров. Именно о нем Светоний сказал свою знаменитую фразу: «Он принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». При Августе в Риме развернулось грандиозное строительство. Был выстроен Форум с храмом Марса (Форум Августа), святилище Аполлона на Палатине с греческой и латинской библиотекой, храм Юпитера на Капитолии.

     

    ГОДУНОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

    Годуновский классицизм - условное название стиля русского искусства, главным образом архитектуры, в период царствования Бориса Годунова (1598-1605). В период «годуновского зодчества» происходила канонизация сложившихся к тому времени строительных приемов: воспроизводились традиционные композиции, в которых подчеркивались симметрия, компактность плана, строгое пропорционирование. Использовались заимствованные у итальянцев ордерные элементы, полуциркульные арки, пилястры с коринфскими капителями, классические профили карнизов. Это была канонизация русского стиля на европейский манер. Уменьшилась вариативность построек, их внешнее разнообразие, но появилось единство стиля. Эти особенности имели не местный, московский, а общерусский характер, поэтому правильней объединять их не понятием «годуновская школа», а определением «годуновский стиль», который в сущности, по основным тенденциям формообразования, является классицистическим.

    ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ. Ранний КЛАССИЦИЗМ (1762 - 1780)

    Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи. В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса. Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо.

     

    ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ. Эпоха СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА (1780 - 1800)

    Пик русского классицизма в архитектуре характеризует изысканная простота форм и имперское величие. На примере успешных работ великих итальянцев и французов в России сформировалась своя школа великих архитекторов. Россия стала не только Империей, но и вполне европейской державой с собственной архитектурой. Настало время, когда за новым в архитектурной практике ехали не из России, а в Россию. Обустраивались не только столицы, но и вся страна. Это было время самого массового качественного строительства, оставившего после себя великие памятники архитектуры. Россия не просто строилась, она полностью перестраивалась и меняла стиль.

     

    АЛЕКСАНДРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ (1800 - 1812)

    Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра I. Историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом». Последнее определение менее содержательно. Еще неудачнее называть этот стиль «русским ампиром», поскольку «имперские» черты проявились достаточно ясно в архитектуре Петербурга позднее, в 1820-1830-х гг.

     

    КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

    Колониальный стиль - (от лат. colonus – колон, древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции). Колонат – прикрепление к земле поселенцев провинции – складывался в древнеримской империи в III в. В истории искусства термином «колониальная архитектура» стали называть результат строительной деятельности франков на землях Византии после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. Колонисты создали своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Другим примером «колониального стиля» является искусство католических стран Латинской Америки XVII-XIX вв. – Аргентины, Чили, Перу, Уругвая, Бразилии. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими завоевателями и миссионерами стиль Барокко с характерными для Испании элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических традиции принял фантастические формы.

     

    КОНСТРУКТИВИЗМ

    Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Формирование конструктивизма. Развитие конструктивизма в СССР. Эстетика чистой конструкции. Илья Голосов. Константин Мельников. Владимир Татлин. Братья Веснины. «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности».

     

    КРИТО-МИКЕНСКАЯ АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО

    Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие. Стены шахт, соединяемые с лестницами, пробиты окнами, простенки расцвечены яркими полосами – красными, желтыми, синими. Но, несмотря на динамичный, «двигательный» характер архитектуры Кносса, в ней отсутствует направленность движения. Опоры могут появляться посреди дороги, пространство – пересекаться без всякой логики. Складывается впечатление, что росписи, не имеющие явных прототипов, возникли внезапно, существовали всего каких-нибудь сто – двести лет среднеминойского периода и так же внезапно исчезли.

     

    ЛАТИНИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ

    Условное обобщающее название проявлений западноевропейского, прежде всего католического, искусства, основанного на романских традициях в странах Ближнего и Среднего Востока. Проявление итальянского (латинского) искусства в странах Центральной и Северной Европы чаще обозначают более широким понятием: итальянизирующий стиль. До начала XX в. определение «латинизирующий стиль» употреблялось с негативным оттенком.

     

    ЛЭНД-АРТ. land art

    Лэнд Арт - (англ, land art – «искусство земли») – течение западноевропейского авангардного искусства, пародирующее в абсурдистских формах традиционную ландшафтную архитектуру. Наиболее известные представители лэнд-арта: Р. Смитсон, Р. Лонг, Д. Оппенхайм (David OPPENHEIM), М. Хейсер.

     

    МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ

    Мавританский стиль - (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в. В отличие от искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в. Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Архитектурные объекты: Доходный дом князя А.Мурузи; Паласиу-ди-Пена, г. Синтра, Португалия; Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин.

     

    МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. МАРГИНАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА

    Искусство, вынесенное на обочину жизни, по форме и содержанию далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей, определяющих «стиль эпохи». Поэтому маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество претендующих на официальный статус самодеятельных, не имеющих специального образования художников. В этом смысле наивное искусство народных умельцев, имеющее иные, отличные от академических основы и принципы формообразования, не следует называть маргинальным. Маргинальным по сути является так называемое подпольное искусство, авторы которого демонстративно противопоставляют себя общепринятым нормам поведения.

     

    МЕТАБОЛИЗМ

    Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole – перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг. Метаболисты воспринимали город как живой организм со всеми свойственными организму процессами – отсюда и экзотическое название движения. Они делили город на постоянные и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио.

     

    МИНИМАЛИЗМ

    Минимализм - (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и постмодернистского искусства. Используется в различных значениях. Минимализм в архитектуре - направление , стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Минимализм развился в США в 1950-е годы как реакция на экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Акцентирует безликость, примитивность формы (в основном геометрические фигуры), ритмическое повторение ее элементов. Наиболее полно выразился в работах Карла Андре, использующего модульные строительные материалы.

     

    МОДЕРН

    Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приёмов. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать прежде всего конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.

     

    ВЕНСКИЙ МОДЕРН

    Венский модерн - стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX - начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства - Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво.

     

    МОДЕРНИЗМ

    Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в результате последствий Второй Мировой войны. Многие европейские города были разрушены. Намечался мир новой формации. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Самые большие по площади застройки в стиле модернизма произошли в городах с самыми большими разрушениями – Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках работали большие интернациональные коллективы знаменитых архитекторов-модернистов - Ханс Шарун, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Пьер Луиджи Нерви , Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар Зерфюсс и многие другие. Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов и по 70-80 годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

     

    НЕОМОДЕРНИЗМ

    В конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь выходит на арену мировой архитектуры под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда «белая архитектура», активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Ричард Майер (Richard Meier ) хранит преданность белому цвету, считая, что «белый цвет - иллюзорный символ непрерывности развития». Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.

     

    НЕОЭКСПРЕССИОНИЗМ

    Самым знаменитым произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. В профессиональном отношении наиболее интересны объекты, в которых применены новые выразительные средства, полученные за счёт использования и выявления эстетического потенциала, присущего новым конструкциям. Здесь встречаются два подхода. Первый - своеобразный по терминологии проф. Курта Зигеля «конструктивистский формализм»; второй - тектоническая трактовка новой конструктивной формы.

     

    ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

    «Органичная архитектура - это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник». «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники». Фрэнк Ллойд Райт. «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.» Алвар Аалто.

     

    ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ

    Постиндустриализм сообщает постмодернистскому дизайну риторическое и ироничное содержание. Он возвещает идею «usable artwork» («годные к практическому использованию произведения искусства») и таким образом создает новую область для дизайнерской практики. Постиндустриализм - термин, который определяет отношение постмодернистского подхода к дизайну: проектирование объектов и производство их вне индустриального мейнстрима. Такие дизайнеры, как Рон Арад (Ron Arad) и Том Диксон (Tom Dixon), создают «rough-and-ready» (термин, означающий «сделанные наспех, небрежно, но так, что ими можно пользоваться по назначению») артефакты. Это сознательное дистанционирование от точного стандартизированного массового производства.

     

    ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ

    Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений эклектического архитектурного стиля историзм.

     

    РАЦИОНАЛИЗМ

    Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура». Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Николай Александрович Ладовский, Константин Степанович Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

     

    РЕНЕССАНС

    Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение — стиль, влияние которого ощущалось повсеместно. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности. Возрождение интереса к античному наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.

     

    РОКОКО

    Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль».

     

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

    Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения). Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время. Особенности архитекттуры романских храмов. Планировочное решение монастырей. Развитие романской архитектуры. Характерные черты архитектуры романского стиля. Романская арка и крестовый свод. Строительные особенности романской архитектуры. Развитие городских поселений.

     

    РУССКИЙ РЕТРОСПЕКТИВИЗМ

    Утверждению ретроспективизма во многом способствовала Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности XVIII—XIX вв., устроенная в залах Академии художеств Обществом архитекторов-художников в 1911 г., а также великолепно изданный ее каталог с большим количеством воспроизведенных чертежей крупнейших зодчих. В годы, предшествовавшие империалистической войне 1914 г., и во время нее под влиянием националистических и шовинистических настроений отношение к модерну в России стало резко отрицательным. В ретроспективизме дворянство стремилось воскресить образы, идеализирующие прошлое. А буржуазия видела в этом средство укрепления национального самосознания, столь необходимого в условиях иностранного засилия и военного времени.

     

    СТРУКТУРАЛИЗМ

    Структурализм может быть характеризован как антогонист функционализма и промежитучное звено между конструктивизмом и хай-теком. Сущность структурализма заключается в компоновке образа сооружения на базе эстетизации конструктивно или функционально обусловленной формы. Структурализм - художественное явление, проявившееся преимущественно в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве ХХ в. промежуточное положение между конструктивизмом 20-х и хай-теком 80- 90-х годов. Направление структурализма, в котором гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры, в искусствоведческой литературе чаще всего связывают с творчеством американских архитекторов Луиса Кана (Louis Kahn) и Поля Рудольфа (Paul Rudolph).

     

    ФУНКЦИОНАЛИЗМ

    В эстетике первой половины и середины ХХ века функционализм наравне с модернизмом занимал ведущее положение. Естественность и практичность- девиз движения функционализма. Функционализм оказал огромное влияние на дальнейшее развитие современной архитектуры как синтеза искусства и техники. Согласно этой концепции, здания, инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека и совместно формируемая инженерами и художниками в соответствии с социальными, техническими и эстетическими требованиями. Все элементы этой среды должны быть эстетически полноценными по своей сути, а не за счет украшательства. Баухаусе (Bauhaus). Вальтер Гропиус (Gropius, Walter). Луис Генри Салливен (Sullivan, Louis Henry). Бруно Таут (Bruno Taut). Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe). Пять принципов Ле Корбюзье. Группа «Стиль». Пит Мондриан (Pieter Cornelis Mondriaan).

     

    ФУТУРИЗМ

    Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре - это фантастика, причём весьма научная. Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» и «Бегущий по лезвию» - типичный пример архитектуры футуризма.

     

    ХАЙ-ТЭК. HI-TECH

    high technology, high tech, hi-tech — читается, что отличительной чертой архитектуры hi-tech является идеализация и романтизация передовой технологии. Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек — это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. hi-tech - это не столько форма, сколько содержание. Современный хай-тек как синтез архитектуры и науки. Геометрический хай-тек.

     

    ЭКСПРЕССИОНИЗМ

    Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу (Ф. Кафка), музыку (А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер), кино (Р. Вине, Р. Райнер), изобразительные искусства (В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее). После всемирного успеха фильма Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920 г.) это направление в искусстве сценографии удостоилось термина «калигаризм». Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х годов становится Германия, а её ведущими мастерами - Эрик Мендельсон (1887- 1953), Г. Шарун (1893-1972), Г. Пёльциг (1969-1926), Г. Хёринг (1882-1958). Символом экспрессионизма в архитектуре стало построенное Эриком Мендельсоном в 1921 году здание астрофизической лаборатории в Потсдаме, более известное под названием «Башня Энштейна». Ярким примером здания-скульптуры периода раннего экспрессионизма служит «Гётенеум» в Дарнахе (1923-1928 годы) - здание штаб-квартиры антропософов. Автором проекта был не архитектор, а философ Р. Штайнер - основатель антропософской школы.

    Автор статей о стилях Vasilisa Veles в сообществе   ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА, ОБУЧЕНИЕ, ПРАКТИКА, УЧЕБНИКИ, ШКОЛА РЕМОНТА.